Перевод земель из одной категории в другую

Земли, которые были выделены государством для использования в целях застройки, развития населенных пунктов, называются землями населенных пунктов.

Их границы являются линией разграничения между ними и землями других категорий и по законодательству не могут выходить за пределы или пересекать муниципальные образования, а также пределов земельных участков, право пользования которыми имеют граждане или юридические лица.

Любой участок должен использоваться в соответствии с его назначением, поэтому на практике часто возникает необходимость перевода земли в другую категорию.

Перевод земель населенных пунктов в другую категорию имеет место если:

Документы и порядок их подготовки

Для того, чтобы осуществить перевод и сменить категорию земель населенных пунктов на другую, заинтересованное лицо должно направить соответствующее ходатайство в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на его рассмотрение (ч.1 ст.2  N 172-ФЗ).

В данном документе необходимо указать сведения(ч.3 ст.2  N 172-ФЗ):

  • о кадастровом номере земельного участка;
  • о категориях земель, где находится и куда планируется перевести земельный участок;
  • об обоснованных причинах смены категории земель;
  • о правах на территорию земельного участка.

Чтобы решение о смене категории земель могло быть принято, необходимы также следующие документы (ч.4 ст.2  N 172-ФЗ):

  1. Если заявитель является физическим лицом, то понадобятся копии документов, удостоверяющих личность. В случае, если он еще и индивидуальный предприниматель, то придется добавить выписку из ЕГРИП.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ для заявителей, являющихся юридическим лицом.
  3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на тот участок земли, для которого планируется сменить категорию.
  4. Если требуется законом, необходимо провести государственную экологическую экспертизу, а ее заключение приложить к пакету документов.
  5. Если на использование участка земли не заключено соглашение сервитута, то для его перевода из одной категории земель в другую, понадобится разрешения его правообладателя.

Копии документов, удостоверяющие его личность, а также согласие на смену категории земель, заявитель подает самостоятельно в органы государственной власти или местного самоуправления. Остальная документация, в случае ее не предоставления, запрашивается вышеуказанными органами власти у подведомственных организаций, которые владеют соответствующей информацией (ч.4.1ст.2  N 172-ФЗ).

Если в процессе смены категории земель происходит изменение/установление границ населенных пунктов, или создание особо охраняемых природных территорий, то согласия правообладателей земель не требуется. Однако право владения земельными участками остается за ними (ч.5 ст.2  N 172-ФЗ).

Обратная процедура перевод земель в земли населённых пунктов подробно разобрана по ссылке.

Рассмотрение ходатайства о смене категории земель

По завершении этапа подачи ходатайства в соответствующие органы власти, последние приступают к его рассмотрению.

На данном этапе существует риск отклонения ими данного документа, если обнаружится, что его подало ненадлежащее лицо, или будет выявлено несоответствие поданных документов общепринятым требованиям (ч.2 ст.3  N 172-ФЗ).

Во втором случае ходатайство возвращается заявителю на протяжении 30 дней с того момента, как оно поступило на рассмотрение с указанием причин его возврата (ч.3 ст.3  N 172-ФЗ).

По результатам рассмотрения ходатайства может быть принято решение о переводе земель населенных пунктов или отказе в нем. Оба варианта выражаются в форме принятия акта о соответствующем решении в течении 3-х месяцев Правительством РФ и 2-х месяцев — органами государственной власти или местного самоуправления (ч.4 ст.3 N 172-ФЗ).

В случае принятия решения о смене категории земель в соответствующем акте должны содержаться сведения о:

  • веских основаниях для принятия такого решения;
  • площади и кадастровых номерах земельных участков, границах и местоположении земель;
  • категории земель откуда/куда осуществляется перевод (ч.5 ст.3  N 172-ФЗ).

Данный акт не имеет установленного срока действия. Любой из актов (о переводе или отказе в нем) направляется инициатору перевода в течение четырнадцати дней с момента его принятия. Если заинтересованное лицо не согласно с принятым решением, оно может оспорить его через суд (ч.6,7,8 ст.3  N 172-ФЗ).

Основания для отказа в смене категории земель (ст.4 N 172-ФЗ):

  1. Перевод земель из одной категории в другуюЕсли федеральными законами установлено ограничение или запрет на такой перевод.
  2. Если государственная экологическая экспертиза дала отрицательный результат (в случае необходимости ее проведения).
  3. Если установлено, что землеустроительная документация, утвержденные документы территориального планирования, документация по планировке территории и испрашиваемое целевое назначение земель не соответствуют друг другу.

Внесение сведений в ЕГРН

После того как категория земель населенных пунктов изменена, их кадастровые номера предоставляются уполномоченным Российской Федерацией федеральным органам исполнительной власти или их территориальным органам ( ч.3ст.8 N172-ФЗ). Это необходимо для того, чтобы внести и зафиксировать осуществленные изменения в ЕГРН. Данные структуры имеют право:

  1. Осуществлять государственный кадастровый учет.
  2. Проводить государственную регистрацию прав.
  3. Вести ЕГРН.
  4. Предоставлять сведения, которые содержаться в ЕГРН.

Дата, когда был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка в связи с изменением его категории, является моментом завершения перевода земель из одной категории в другую. Заниматься переоформлением правоустанавливающих документов для участков земли, в отношении которых был принят акт о переводе, не требуется.

Отнесение земель к категориям. Перевод земель

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Отнесение земель к категориям.

Перевод земель

  • Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти и органами местного самоуправления.
  • Содержание
  • Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти, а также ходатайства о переводе земель из одной категории в другую могут рассматриваться органами местного самоуправления.
  • В соответствии с законодательным актом, регламентирующим процесс перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, данный процесс является обязательным.
  • Полный перечень категорий предусмотрен в Земельном кодексе РФ.
  • Согласно российскому законодательству под категориями земель подразумевается подразделение участков на группы по их целевому назначению. Всего в вышеуказанном Кодексе выделяется несколько категорий, среди которых:
  • земли сельхозназначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности;
  • земли особо охраняемых территорий;
  • лесные земли;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Документы, содержащие указание на категорию земель

На законодательном уровне установлено, что некоторые документы обязательно должны содержать в себе сведения о принадлежности земли к той или иной категории. Статья 8 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень таких документов, к которым относятся:

  • договоры, в которых в качестве предмета сделки выступают определенные земельные участки;
  • Государственный кадастр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества;
  • документы, необходимые для проведения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, проведения с таким объектом каких-либо сделок;
  • прочие документы, которые должны содержать данные сведения только в случаях, установленных на уровне закона и закрепленных актами государственного, субъектного и муниципального уровней.

Органы власти, осуществляющие перевод земель из одной категории в другую

На данный момент задача по первоначальной установке точной категории конкретного земельного участка уже не является первоочередной. Сейчас все больше внимания уделяется задаче по правильному организационно-правовому сопровождению перевода земель из одной категории в другую.

В качестве критерия для выбора компетентного органа, осуществляющего отнесение земель к категориям, на законодательном уровне было определено использовать понятие собственность земель.

  • Так, к примеру, если речь идет об участке, находящемся в федеральной собственности, то исключительно Правительство РФ имеет право принимать решение об осуществлении перевода.
  • Если же рассматривается земельный участок, находящийся в собственности определенного субъекта государства, то вопросами о его переводе должен заниматься исполнительный орган данного конкретного субъекта.
  • В случае, когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной собственности, решение о переводе земель должно приниматься на муниципальном уровне, находящимися там органами самоуправления.

Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности

Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.

В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.

Кроме того, данный уполномоченный орган должен выполнять определенные функции, если речь идет об изменении границ, находящихся в пределах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва.

Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.

Читайте также:  Как получить (вернуть) права после лишения

Перевод земель из одной категории в другую и правовое регулирование данной процедуры

Любой перевод земель в другую категорию в рамках одного участка должен регулироваться на законодательном уровне. Для некоторых из участков устанавливаются определенные правила, к примеру, для земель сельхозназначения, земель запаса и земель населенных пунктов. На данный момент правовое регулирование такого процесса осуществляется на основе нескольких актов, среди которых:

  • Земельный кодексРФ;
  • Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
  • прочие акты, которые принимаются в порядке, установленном федеральном законодательством, на субъектном и муниципальном уровне.

Если остановится подробнее на прочих законодательных актах, которые, как правило, распространяются только на ряд субъектов, находящихся на территории Российской Федерации, можно выделить закон «Об охране озера Байкал», акт об искусственных участках, создающихся на водных объектах, относящихся к собственности страны.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Земельное право и, соответственно, происходящая на его основании земельная политика, основывает все свои действия на необходимости обеспечить охрану земель сельскохозяйственного назначения. Ведь такие участки принято считать незаменимыми для жизнедеятельности человека, к тому же, их плодородность очень сложно восстановить.

Следовательно, из-за изменения категории с сельхозназначения на другую государство теряет не только средство производства, активно использующееся в сельском хозяйстве, но и важный компонент природной среды.

 Именно эта причина является обоснованием того, что заниматься вопросами перевода земель может только орган публичной власти, при этом не имеет никакого значения, муниципальная это собственность или частная.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Как правило, подобный перевод земель лесного фонда осуществляется только для удовлетворения целей, установленных в Лесном кодексе РФ, а именно — для проведения изыскательных работ, которые оговариваются в соответствующем акте федерального законодательства.

Осуществление прочих видов деятельности, не установленных в вышеперечисленных актах не допускается на основании действующего на территории страны и отдельных муниципальных образований закона.

Для совершения любых действий, не соответствующих существующей категории земель, требуется перевести землю в другую категорию. Однако совершить перевод лесных земель проблематично, ведь поданное в уполномоченный орган власти ходатайство будет тщательно рассматриваться на протяжении последующих двух недель на предмет возможности дачи указания на проведение такой процедуры.

Перевод земель населенных пунктов в другую категорию

Перевод земель, находящихся в пределах населенных пунктов в другую категорию подразумевает совершение определенных действий:

  • изменение существующих или установка новых границ населенных пунктов.
  • включение новых земельных участков в уже существующие границы.
  • исключение одного или нескольких земельных участков из уже существующих границ населенных пунктов.

Все изменения, которые произошли в результате перевода земель населенных пунктов, обязательно должны быть переданы в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе через местный муниципальный управляющий орган. В результате этого, участкам, претерпевшим при переводе какие-либо изменения, присваиваются новые кадастровые номера.

Перевод земель промышленности из одной категории в другую

Если требуется провести перевод земель, находящихся на территории предприятий для нужд космической деятельности, земель обороны или прочих нужд специального назначения, перевод осуществляется без каких-либо ограничений.Исключение составляют случаи, когда земли обустроены зданиями и постройками. В таком случае для осуществления смены категории необходимо предоставить план рекультивации земельного участка.

Подобная же ситуация с переводом земель, в которых происходит нарушение почвенного слоя. При таком переводе необходимо осуществить восстановительные работы, направленные на придание почвенному слою его первоначального вида, предоставить план рекультивации.

Перевод земель запаса и особо охраняемых территории в другую категорию

Перевод земель особо охраняемых территорий и земель запаса в иную категорию возможен исключительно при проведении установленной экспертизы и получения заключения, предоставленного уполномоченным государственным органом.

Подобная процедура изменения категории земель запаса допускается только при необходимости:

  • создать новую особо охраняемую территорию или землю запаса;
  • создать особую туристско-рекреационную экономическую зону.

Для регулирования процесса перевода земель принят федеральный закон, который предусматривает необходимость подачи ходатайства о желании изменить категорию земли и придать землям запаса другое назначение.

Ходатайство о переводе земель запаса должно быть подано в уполномоченный орган, который будет принимать решение о совершении подобного действия на определенном земельном участке.

В поданном заявлении обязательно должна указываться определенная информация:

  • кадастровый номер земель запаса;
  • категория земли;
  • обоснование перевода земли запаса в другую категорию;
  • подтверждение права на землю запаса.

Обоснование перевода земель и проблемы, возникающие при переводе

Ходатайство о переводе земли из одной категории в другую может быть признано обоснованным, только если данный документ содержит всю необходимую информацию, а именно:

  • кадастровый номер участка;
  • категорию земель, в которую входит земельный участок;
  • категорию, в которую необходимо совершить перевод.
  • подтверждение права собственности на земельный участок;
  • обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Основная проблема, возникающая при переводе земель, – сложность урегулирования данного вопроса с уполномоченными органами. Земля считается важным природным ресурсом, который всегда требуется для нормальной жизнедеятельности человека, поэтому, к примеру, превратить земли сельхозназначения в земли промышленности будет достаточно сложно.

Нарушение порядка перевода земель и признание акта о переводе недействительным

Проблемы перевода земель встречаются достаточно часто, поэтому если распределение земельного фонда по категориям земель будет осуществлено с нарушением норм, установленных законом, акты об отнесении земель к определенным территориям будут признаны недействительными.

Как показывает судебная практика, подобные решения встречаются достаточно часто. К примеру, некоторые акты, предоставленные публичными органами власти, достаточно часто теряют свою силу из-за того, что данный орган не имеет никаких полномочий на совершение подобных действий по переводу собственности.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Порядок и правила перевода земель из одной категории в другую

Участки земли на всей территории РФ подразделяются по установленному классификатору, который определяет целевое назначение и вид разрешенного использования наделов. По этой причине нередко требуется осуществить перевод земель из одной категории в другую. Расскажем в статье, как происходит эта процедура, и какие особенности она имеет.

Перевод земли в другую категорию – особенности

Землевладельцы обязаны соблюдать правила пользования участками в зависимости от их принадлежности к определенной категории. Всего их семь:

  1. Сельскохозяйственные земли.
  2. Земли запаса.
  3. Земли населенных пунктов.
  4. Земли специального назначения (для целей промышленности и т.д.).
  5. Лесной фонд.
  6. Водный фонд.
  7. Особо охраняемые территории.

Это разделение необходимо для защиты земли от несанкционированного использования, а также для сохранения ее полезных свойств. К примеру, не допускается строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения или строительство завода на территориях, относящихся к особо охраняемым.

  • Если в перечне разрешенного использования участка нет необходимой для пользователя деятельности, единственный выход для возможности ее осуществить – перевести землю в другую категорию.
  • Однако на осуществление этой процедуры необходимо иметь соответствующие права.
  • Законным правом подать заявление на изменение категории земли обладают:
  • собственники;
  • лица, владеющие участками на правах аренды;
  • пользователи надела на правах наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Разрешение на перевод может дать только местная администрация. Процедура осуществляется в общем порядке, но есть и исключения. Например, жители Дальнего Востока, Сибири и Крайнего севера могут рассчитывать на индивидуальное рассмотрение их вопроса. Но и для них есть непреложные правила.

Так, перевод территорий, относящихся к категории земель населенных пунктов, а также внесение новых участков из других категорий допускается только после пересмотра границ рассматриваемого населенного пункта. Этот момент строго контролируется действующими нормативными актами РФ.

Как перевести землю в другую категорию?

С 05 января 2005 года действует усовершенствованная версия законодательных актов, регламентирующих изменение земельной категории. Корректировка не может быть осуществлена, если законодательно это не допустимо.

  1. При этом компетенция по переводу земель распределяется следующим образом:
  2. 1) перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области); 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области); земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
  3. Заявление пишется в свободной форме, но в тексте обязательно должна содержаться следующая информация:
  • кадастровый номер земельного участка;
  • адрес местоположения;
  • текущая и желаемая категории;
  • данные заявителя;
  • данные о документе, дающем право на перевод надела в другую категорию (выписка из ЕГРН, договор аренды и т.д.).
Читайте также:  Серая зарплата: куда жаловаться

К заявлению прикладываются следующие документы:

  • проект землеустройства с обоснованием изменения категории;
  • выписка из ЕГРН, в которой излагаются полные сведения о земельном участке;
  • копия общегражданского паспорта (для физических лиц) или выписки из ЕГРЮЛ (для организаций);
  • заключение экологической экспертизы, если ее проведение требуется для внесения изменений;
  • письменное согласование перевода, полученное от собственника участка, если это не заявитель.

В заявлении можно указать о необходимости смены категории участка или о выводе земли из состава определенной категории для дальнейшего присвоения новой.

Практически все документы могут быть получены муниципалитетом самостоятельно путем использования межведомственного обмена. Однако согласие собственника и копия документа, удостоверяющего личность, должны быть обязательно приложены заявителем.

Решение по заявлению принимается в установленные сроки, а именно:

  • 3 месяца – если ходатайство для утверждения направляется в Правительство РФ;
  • 2 месяца – если решение принимается муниципалитетом.

Вердикт направляется заявителю в течение 14 дней с момента рассмотрения. Письменное решение органов власти является бессрочным.

Могут ли отказать в переводе земли в другую категорию?

После рассмотрения документов и поданного заявления уполномоченный орган вправе как утвердить решение о переводе, так и отказать в осуществлении процедуры. Наиболее частыми основаниями для отказа являются:

  • отсутствие необходимых документов;
  • некорректное содержание бумаг;
  • некорректная форма документов;
  • заявление было подано лицом, которое не имело на то оснований.

При наличии одного из упомянутых оснований заявление будет возвращено гражданину в течение месяца с указанием на некорректность. Недостатки потребуется исправить и подать ходатайство повторно.

В некоторых случаях изменение категории невозможно априори, так как это не допускается законодательными нормами. К таким условиям относят:

  • прямое ограничение или запрет на изменение категории в нормативных актах РФ;
  • по результатам экологической экспертизы было выдано отрицательное решение о переводе;
  • наличие несоответствия между принятым планом развития территорий и будущим видом разрешенного использования.

Отрицательное решение органов власти может быть обжаловано в судебном порядке. Еще один повод обращения в суд – изменение категории муниципалитетом без согласия правообладателя.

Законодательно предусмотрено только два условия, когда органам власти это может потребоваться:

  1. Включение земельного участка в состав природоохранной зоны. При этом надел останется в собственности владельца.
  2. Принятие постановления о смене или установлении черты населенного пункта.

Рассмотрим нюансы перевода в зависимости от первоначальной категории, к которой относится земельный участок.

Нюансы перевода для участков различных категорий

Характерные особенности перевода земель из разных категорий в другую регулируются ФЗ № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Земли сельскохозяйственного назначения

Если участок отличается особой ценностью или продуктивностью с точки зрения ведения сельского хозяйства, то, вероятнее всего, перевод будет невозможен. Исключения случаются не часто.

Кроме того, неправомерное изменение целевого назначения такого надела может грозить наложением штрафных санкций. Размер штрафа может достигать 250 тысяч рублей – сумма зависит от кадастровой стоимости надела. Не стоит пытаться обойти закон, так как в отношении сельскохозяйственных земель наказание неизбежно.

Смена целевого назначения возможна только в следующих условиях:

  • проведение консервации земли (временного изъятия из оборота);
  • включение участка в природоохранную зону;
  • перенос черты населенного пункта;
  • признание участка непригодным для ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • планирование строительства дорожных магистралей или других инфраструктурных сооружений и линейных объектов;
  • изъятие земли для целей обороны страны;
  • добыча полезных ископаемых;
  • размещение объектов бытового, медицинского и иного назначения, если другого места для строительства нет;
  • выполнение обязательств международного характера.

Согласно ч.2 ст.7 ФЗ № 172-ФЗ изменение вида разрешенного использования не допускается в отношении особо ценных и плодородных участков, а также в случае, когда кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на 50 % и более превышает среднюю по региональному рынку.

Земли населенных пунктов

Ситуация с изменением категории земель населенных пунктов тоже имеет ряд сложностей. Эта процедура возможна только тогда, когда рассматриваемая территория будет включена в состав населенного пункта путем корректировки административных границ поселения.

Разрешение на такие действия получить чрезвычайно сложно. На практике таких случаев мало.

Земли специального назначения

Перевод земель специального назначения, в частности промышленных, реализуется гораздо проще, чем изменение участков других категорий. Однако и тут в некоторых случаях действуют запреты на осуществление процедуры.

Перевод невозможен, если:

  • почвенный слой сильно загрязнен;
  • на территории находятся заброшенные или аварийные здания;
  • на территории оборудована свалка.

Но и в этих случаях можно попытаться получить разрешение. Сделать это можно путем утверждения проекта рекультивации или произвести мероприятия по восстановлению поверхности земельного участка по решению собственника.

Природоохранная зона

Перевод таких земель в другую категорию возможен только после проведения экологической экспертизы (п. 1 ст. 10 ФЗ № 172). В случае положительного решения изменение осуществляется по общим правилам.

Если в результате экспертизы обнаружиться, что смена вида допустимого использования приведет к утрате природоохранного, культурно-исторического, оздоровительного или иного важного значения, то в осуществлении процедуры по изменению будет отказано.

Лесной фонд

Для изменения категории земель лесного фонда также потребуется соблюсти некоторые условия:

  • корректировки должны быть согласованы с существующей документацией по территориальному планированию территории и лесоустройству;
  • смена расположения границ населенного пункта;
  • необходимость в отведении участков под застройку или строительство линейных объектов.

Если заявитель не преследует вышеперечисленные цели, то перевод возможен после положительного решения в результате проведения экологической экспертизы. Эта процедура заказывается на основании существующих документов по лесоустройству в конкретном регионе.

Водный фонд

Осуществление перевода участков водного фонда может быть обосновано одной из следующих причин:

  • земля будет причислена к природоохранным территориям;
  • населенному пункту необходима территория для изменения своих границ;
  • необходимость размещения объектов муниципального или государственного значения, если другого места для их оборудования нет;
  • планируется ликвидация водного объекта или корректировка его границ.

При каких-либо изменениях, связанных с водоемами, в обязательном порядке требуется проведение экологической экспертизы.

Земли запаса

Как правило, территория земель запаса не разделена на участки, поставленные на кадастровый учет. По этой причине перед началом процедуры изменения потребуется выделить надел, установить его границы путем межевания и поставить участок на кадастровый учет.

На основании документов о формировании надела будет составлен акт о переводе участка в другую категорию.

Перевод земли в другую категорию

Площадь Российского государства более 17 млн. кв. км. Вся земли его разделены на категории, исходя из их предназначения. Понятия и составляющие всех территорий закреплены на законодательном уровне в Земельной кодексе РФ.

Законодательством установлен ряд ограничений на изменение категории земли.

Чтобы получить сведения о возможности перевода земли из одной категории в другую, нужно направить письменный запрос в муниципалитет, которому принадлежит данный участок.

Типы категорий земель

Законодательно выделены следующие земли:

✔  территории, предназначенные для сельского хозяйства;✔  выделенные для населенных пунктов;✔  выделенные для промышленной, энергетической, транспортной, оборонной деятельности, земли спецназначения; ✔  особо охраняемые объекты;✔  принадлежащие запасу, водному или лесному фонду.

Чаще всего причиной перевода земельных наделов служит необходимость в строительстве на данной земле зданий и сооружений. Например, законом запрещено использовать сельхоз земли под строительство жилых объектов, поэтому для воздвижения постройки нужно реализовать перевод земель сельхозназначения в другую категорию.

Порядок и условия изменения категории. Земли, разрешенные для перевода

Законом установлено, каким территориям разрешается изменять свой статус:

✔  территориям, закрепленными в собственности Правительства РФ;✔  территориям, владельцами которых являются частные лица;✔  угодьям сельского хозяйства, принадлежащим местному муниципалитету;✔  землям во владении местного исполнительного органа, которым предусмотрено другое назначение.

Первым шагом в процессе перевода земли является написание ходатайства и направление его вместе с другими, установленными законом документами, в соответствующий административный орган.

Поданная заявка рассматривается на местном, федеральном или правительственном уровне, после чего заявитель получает заключение в виде акта о согласии перевода земли или об отказе в переводе.

Срок рассмотрения документов занимает от 2-х до 3-х месяцев.

Акт с вынесенным вердиктом отправляется ходатайствующему лицу в течение 14-ти календарных дней после принятия решения.

Земли сельского хозяйства

Перевод подобных земель наиболее строго регулируется законом и возможен только для определенных целей:

✔  перевод связан с началом процесса добывания полезных ископаемых;✔  на земле будут прокладываться объекты инфраструктуры – дороги, электричество и т.д.;✔  земельный надел сохранится в прежнем виде;✔  участок планируется предоставить государству в оборонных целях.

Читайте также:  Что за программа Дальневосточный гектар

В 2018 году перевод сельхозземель в другую категорию запрещен.

Земли населенных пунктов

  • Перевод данной категории земель встречается редко, и возможен лишь в случае, если данная земля по-прежнему будет включена в установленные границы населенного пункта.
  • К землям населенных пунктов относят:
  • ✔  социально-деловая и жилая зоны;✔  сельскохозяйственные наделы;✔  военные объекты;✔  производственные территории;✔  зоны инженерных коммуникаций и транспортных структур;✔  земли спецназначения.

Промышленные земли

Перевод подобных земель происходит в упрощенном порядке, в отличие от других категорий. За последние годы законные и подзаконные акты о переводе данной категории земель не претерпели значительных изменений.

Какие земли нельзя переводить

Перевод земли бывает затруднителен или не возможен вовсе в некоторых случаях.

✔  Если на территории присутствуют строения в аварийном состоянии, а сам участок загрязнен. Для перевода необходимо привести землю в надлежащий вид.✔  Если поврежден почвенный слой земельного владения. Для изменения статуса такого владения, собственнику нужно произвести рекультивацию участка.

Кому разрешается заявлять о смене земельной категории? Какие данные должны содержаться в ходатайстве?

Законодательством разрешено подавать ходатайство:

  • собственнику владения;
  • землепользователю;
  • землевладельцу;
  • арендатору.

В ходатайстве должна содержаться следующая информация:

  • номер участка согласно кадастровому учету;
  • исходная и желаемая категории земли;
  • причина перевода;
  • доказательство права собственности на владение. В случаях, когда заявление о переводе исходит не от собственника, арендатора, пользователя или владельца земли, заявка отклоняется сразу же при ее подаче. Если компетентным органом будет выявлено, что пакет документов, прилагаемых к заявке, сформирован не корректно, то заявка может быть отклонена в течение одного календарного месяца.

Кадастровый учет

При переводе земли, вносятся изменения в кадастровые параметры владения. Кроме того, изменения вносятся в:

  • акты органов исполнительной власти о предоставлении участка земли;
  • договоры о владении участком;
  • гос. кадастр недвижимости;
  • правоустанавливающие документы на землю.

Осуществить переход владения возможно и без согласия его владельца, если ходатайство будет подано органами администрации. Закон позволяет это сделать в следующих случаях:

  • если территория станет природоохранной, при этом оставаясь в собственности прежнего владельца;
  • если вносятся изменения в границы города.

Документы, необходимые для осуществления процедуры изменения земельной категории

Одновременно с ходатайством подаются следующие документы:

  • реестровая выписка о правах на землю;
  • копии документов физлица, реестровая выписка о его регистрации для юридического лица;
  • согласие на перевод владельца недвижимости;
  • при необходимости – заключение экологической экспертизы и отчет о потерях сельского или лесного хозяйства.

Особенности перевода категорий земель

Значительное количество случаев изменения категории земель регулируются на законодательном уровне, но на практике часто встречаются противоречивые ситуации. В таких случаях вопрос решается в судебном порядке. Наиболее часто, подобные сложности возникают при переводе сельхозземель, когда необоснованность отказа приходится доказывать через суд.

  1. Консультация юриста и адвоката!
  2. Предварительная запись по телефонам:
  3. +7 (495) 205-57-78; +7 (926) 004-24-72.
Powered by ChronoForms — ChronoEngine.com 

Особенности перевода отдельных категорий земель в другую

При приобретении земельного участка для строительства бывает недостаточно совершения сделки с земельным участком – может потребоваться также и изменение его целевого назначения. В случае наступления такой необходимости производится перевод земель из одной категории в другую.

Как пишет zlaw.ru, основным федеральным законом, регулирующим порядок перевода земель, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Закон 172-ФЗ). Общий порядок перевода рассмотрен в статье: «Перевод земельных участков из одной категории в другую».

При этом Закон 172-ФЗ содержит нормы, регулирующие особенности перевода отдельных категорий земель.

Земли сельскохозяйственного назначения

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

  • с консервацией земель;
  • с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • с установлением или изменением черты поселений;
  • с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
  • со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
  • с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  • с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  • с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Согласно п.

2 статьи 7 Закона 172-ФЗ не допускается переводить в другую категорию земель те участки, у которых кадастровая стоимость на 50 и более % превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, к которым относятся сельскохозяйственные угодья НИР и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений ВПО.

В то же время существуют и исключения.

Они возможны в связи с установлением или изменением черты поселений; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов и с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Земли лесного фонда

Земли лесного фонда можно перевести в иную категорию в следующих случаях:

  • если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов;
  • в связи с установлением или изменением черты поселений;
  • в целях создания особо охраняемых природных территорий или в связи с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

В иных случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:

  • невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;
  • прекращением нужд лесного хозяйства;
  • необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также добычей полезных ископаемых при невозможности в установленном порядке осуществить меры по рекультивации земель для нужд лесного хозяйства.

Земли водного фонда

Земли водного фонда переводятся в иную категорию, если на их месте создаются особо охраняемые природные территории, размещаются объекты государственного или муниципального значения или если водный объект прекратил свое существование или изменил местонахождение (например, трансформировалось русло реки и т.п.).

Земли специального назначения

Согласно статье 9 Закона 172-ФЗ для перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения необходимо наличие утвержденного проекта рекультивации земель. Причем если почвенный слой был нарушен в связи с целевым использованием участка, перевод в иную категорию возможен только после восстановления почвы.

Земли особо охраняемых территорий

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется только при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Земли запаса

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Пожалуйста, напишите своё сообщение. Неправильное кодовое слово.

Ваша заявка успешно отправлена

В ближайшее время мы с вами свяжемся.

Евгения (24.02.12): «Вопросов больше, чем ответов.

Вывод: сама по себе процедура перевода земель — источник злоупотреблений в этой области и объект наживы для «нечистых на руку» чиновников!»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *