Последствия пенсионной реформы

Последствия пенсионной реформы Фото Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС Депутаты Госдумы в третьем, окончательном чтении приняли законопроект об увеличении пенсионного возраста, который окажет сильнейшее влияние на все сферы жизни будущих пенсионеров

Пенсионная реформа предусматривает постепенное (до 2028 года) увеличение возраста выхода на пенсию: с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет — для мужчин. С самого начала законопроект вызывал ожесточенные споры как среди населения, так и в Государственной думе. С позиции социальных гарантий граждан это неблагоприятная перемена. Но государство рассматривает реформу как необходимую и вынужденную меру для обеспечения баланса бюджета Пенсионного фонда.

За последние несколько десятилетий численность пенсионеров в России увеличилась в разы, а процент работающего населения, отчисляющего взносы в ПФР, наоборот, начал снижаться.

По итогам 2017 года количество пенсионеров в  России достигло более 43,5 млн. Для сравнения — в 2005 году соотношение работающих и пенсионеров было 1,7:1 — почти вдвое больше людей работало, чем получало пенсии.

Сейчас соотношение составляет 1,12:1, и эта тенденция продолжает развиваться.

Депутаты надеются сэкономить для ПФР значительные средства, которые впоследствии пойдут на увеличение пенсий. Первую надбавку в 1000 рублей пенсионеры должны получить уже в 2019 году (при этом индексация пенсий будет почти в два раза превышать величину инфляции).

Планируется, что и впоследствии пенсии будут индексироваться в размере «в два раза выше инфляции»: при таком раскладе к 2024 году средний размер пенсионного обеспечения россиянина достигнет 20 000 рублей.

Но еще вступит в силу и налоговая реформа о повышении НДС, которая тяжким бременем ляжет на плечи потребителя, — на ее фоне пенсионная прибавка в 1000 рублей в будущем году вряд ли будет ощутима.

Перспектива позднего выхода на пенсию заставит будущих пенсионеров искать альтернативные источники пенсионного обеспечения. Вероятнее всего, многие люди предпенсионного возраста задумаются о том, как выгодно вложить средства, чтобы увеличить доходы и обеспечить свою старость.

На фоне пенсионной реформы возрастет количество сделок с ликвидными объектами недвижимости, преимущественно с квартирами. Помимо жилой недвижимости усилится интерес к офисным блокам, торговым помещениям, расположенным на первых этажах.

Выбранный объект должен обязательно быть ликвидным — способным обеспечить как ожидаемую доходность, так и возможность быстрой продажи. В жилом сегменте речь пойдет об однокомнатных и двухкомнатных квартирах, расположенных в шаговой доступности от метро.

Для коммерческой недвижимости месторасположение тоже играет важную роль, но, как правило, коммерческие помещения больше по площади, что ограничивает инвестирование с небольшим бюджетом.

Кроме будущих пенсионеров в рынок недвижимости могут инвестировать и пенсионные фонды, аккумулирующие накопительную часть пенсий и добровольные взносы по различным пенсионным программам. С 2014 года действует мораторий на формирование накопительной пенсии: сейчас все средства идут только на формирование страховой части.

Если запрет снимут, интерес к инвестициям в недвижимость со стороны пенсионных фондов начнет расти.

На рынке и сегодня немало примеров, когда негосударственные пенсионные фонды инвестировали в качественные объекты недвижимости или девелоперские проекты: например, покупка бизнес-центра Marr Plaza «Газфондом» или вложение средств НПФ «Нефтегарант» в бизнес-центры «Конкорд» и «Мерседес-Бенц Плаза».

Одним из последствий пенсионной реформы станет изменение покупательской способности и потребительских предпочтений. В теории реформа должна привести к увеличению численности работающего населения и, соответственно, росту благосостояния общества. Но ряд причин нивелируют предполагаемый рост платежеспособности граждан пенсионного возраста — даже несмотря на запланированную индексацию выплат.

По состоянию на начало 2018 года общая численность пенсионеров составила 46 млн человек. Численность работающих пенсионеров на начало 2018 года составила 9,7 млн человек (или 21% от общего числа).

Но можно предположить, что фактически эта цифра гораздо выше, поскольку годом ранее, к 1 января 2017 года общая численность работающих пенсионеров официально сильно сократилась — более чем на 35%. Это было связано с отменой индексации выплат работающим пенсионерам в 2016 году.

По нашим оценкам, лишь малая доля пенсионеров от этого числа фактически отказалась от дополнительного заработка — большая часть, вероятно, перешла по договоренности с работодателем на «серую» заработную плату, и общий процент работников пенсионного возраста остается в стране достаточно высоким.

Поэтому в результате реформы та часть населения, которая собиралась продолжать работу после выхода на пенсию, лишается такой возможности, теряя доход в виде пенсионных выплат за эти 5 лет. Соответственно, говорить о повышении покупательской способности не приходится.

Несмотря на обещанные дополнительные гарантии для работников пенсионного возраста, компании на рынке труда предпочитают нанимать более молодых специалистов. Руководство объясняет это более высокой мотивацией у молодежи, их мобильностью, умелым владением современными технологиями, крепким здоровьем и прочими факторами.

Некоторые организации при подборе персонала отталкиваются от среднего возраста в коллективе. Из-за таких ограничений для большинства соискателей в возрасте за 45 (даже при наличии большего опыта) становится трудно найти высокооплачиваемую работу.

В итоге, вероятнее всего, сотрудники предпенсионного возраста станут соглашаться на более низкую оплату труда.

С возрастом истощается ресурс здоровья. Увеличение продолжительности трудовой деятельности скажется на затратах на товары и услуги, необходимые для поддержания здоровья, что может свести к нулю эффект от получаемого дохода.

Покупательская способность и потребительские предпочтения пожилых людей зависят от уровня их достатка. В 2018 году минимальная пенсия для неработающих пенсионеров в столице составляет 11 816 рублей.

Эта сумма примерно соответствует прожиточному минимуму, однако вряд ли среднестатистический пенсионер в столице сможет позволить себе активный и разнообразный шопинг.

В результате кризиса пенсионерам еще больше пришлось урезать свои расходы: средства идут в основном на продукты, лекарства и товары первой необходимости. Одежду и обувь пожилые люди стараются покупать простую, недорогую и по возможности такую, какую смогут носить как можно дольше.

В России многие ретейлеры предпочитают не обращать внимания на потребности людей «серебряного возраста» — для них выгоднее ориентироваться на более платежеспособное население. Но нельзя сказать, что эту аудиторию вообще не замечают.

С 2000-х годов стали появляться магазины экономкласса, целевой аудиторией которых были потребители со средним и низким достатком: «Сток-центр» (первый магазин появился в 1998 году), Familia (открыт в 2000 году), Modis (открыт в 2007 году), «Смешные цены», магазины недорогого белья — «Парижанка», «Черемушки».

Также активно развиваются магазины фиксированных цен (Fix Price, «Заодно» и т. д.), где пенсионеры могут приобрести товары для дома, одежду и аксессуары по невысокой цене.

Что касается пенсионной реформы, на предпочтения нынешних пенсионеров она точно не повлияет.

Как изменятся предпочтения пенсионеров будущих (людей поколения Х, которые подойдут к пенсионному возрасту в 2025-2030 годах), станет ясно со временем, ведь многие из них уже сейчас начинают откладывать средства, чтобы обеспечить себя в старости. Налоговая реформа по увеличению НДС повлечет за собой рост инфляции и повышение цен, что нивелирует заявленную в 2019 году индексацию пенсий.

Поэтому рост покупательской способности населения, основанный на увеличении пенсионного возраста, в перспективе кажется довольно спорным. Сейчас в стране происходит общее старение общества, что влияет на изменение структуры потребления.

Повышение пенсионного возраста может стать дополнительным импульсом для развития бизнеса, производящего товары и услуги по оздоровлению общества — например, производство здоровых продуктов, лекарственных средств и витаминов, создание рекреационных и санаторно-курортных учреждений, медицинских центров, аптечных сетей (в том числе социальных), фитнес-клубов (возможно, специализированных) и т. д.

На рынке недвижимости мы можем прогнозировать следующие изменения. Во-первых, все больше людей будет инвестировать в недвижимость (прежде всего в жилую), чтобы обеспечить себе надежный источник дохода на старость.

Во-вторых, из-за изменения возрастных характеристик потребителя, вероятно, будет активно развиваться бизнес, производящий товары и услуги для здоровья.

Как итог, появятся новые концепции торгово-сервисных площадей (ТЦ, торгово-сервисной инфраструктуры жилых комплексов), ориентированные на потребности возрастной группы населения, а многие существующие объекты ожидает реконцепция.

Провал Пенсионной реформы. Позор, о котором молчит власть

Краткое содержание:

  • Экономии не получилось
  • А что с пенсиями?
  • Обсуждение

Последствия пенсионной реформы

Осенью 2018 года в России было принято решение о повышении пенсионного возраста, которое поставило на дыбы всю страну. Власти оправдывали столь непопулярное решение тем, что благодаря пенсионной реформе им удастся снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить гражданам устойчивый, опережающий рост пенсий.

Сейчас, по прошествии 2 лет становится совершено очевидно, что пенсионная реформа в том виде, как она была реализована, полностью провалилась. Ничего из того, что было обещано властями, не выполнено. ПФР как был дефицитным, так и остался таковым.

Обещанная тысяча доходит далеко не до всех пенсионеров. А страну постоянно сотрясают скандалы, когда прибавка к пенсии составляет всего 1 рубль.

По сей день эксперты и политики говорят о том, что в пенсионной реформе вообще не было никакой необходимости.

А инициаторы и реализаторы реформы тем временем предпочитают молчать о своем провале.

Экономии не получилось

Если сделать анализ на основе данных Счетной палаты, которые на днях опубликовала «Независимая газета» (Подробнее ➤), то можно увидеть, что за два года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект экономии для федерального бюджета оказался незначительным. Государство, как и раньше, продолжает делать то, что эта реформа должна была остановить или в существенной степени придержать – компенсировать выпадающие доходы из Пенсионного фонда за счет вливания из федерального бюджета.

«Всего трансферты из федерального бюджета на выплату страховых пенсий (средства на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на обязательное пенсионное страхование) в 2020 году по сравнению с 2018-м сократились на 135,58 млрд руб.», – пишет «Независимая газета», ссылаясь на данные Счетной палаты.

Читайте также:  Дарственная между супругами — как оформить правильно

А на фоне пандемии эта «экономия» и вовсе сошла на нет.

«В результате сложившейся в 2020 году ситуации до конца года в бюджет ПФР может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 млрд руб. Дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб. В связи с этим из Резервного фонда правительства в бюджет ПФР в 2020 году поступит 941,42 млрд руб.», – пояснили в Счетной палате.

При этом получателей пенсий в стране стало меньше более чем на 500 000 человек.

«Число пенсионеров по старости сократилось на 559,86 тыс. человек. Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года было 36,7 млн человек, а на 1 октября 2020-го – уже около 36,1 млн человек», – отметили аудиторы Счетной палаты.

В конце ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета ПФР на следующую трехлетку. Из него следует, что в 2023-м весь трансферт федерального бюджета увеличится уже до 4 трлн руб., то есть на 25% по сравнению с 2020-м. При этом трансферты непосредственно на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 трлн руб.

А что с пенсиями?

Пенсии будут увеличиваться на тысячу рублей ежегодно, уверял нас господин Силуанов. И действительно, с первого взгляда может показаться, что реформа действительно обеспечила повышенную индексацию пенсий.

«Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров на конец 2018-го был около 14,4 руб., а по состоянию на 1 октября 2020-го – уже 16,5 тыс. руб. Примерно за два года пенсии увеличились более чем на 2000 руб.», – сообщает нам Счетная палата.

Однако напомню, что по действующему законодательству пенсии российским пенсионерам и так положено было индексировать на уровень инфляции. И без всякого повышения пенсионного возраста с учётом прошедшей инфляции государство обязано было добавлять пенсионерам в среднем примерно по 1000 рублей.

А сколько стариков у нас вместо обещанной тысячи получили прибавку гораздо меньше? А у скольких пенсионеров увеличение пенсий по факту не превысило 10 рублей или вовсе оказалось нулевым (Подробнее ➤)?

Кроме того, данное повышение совершенно не коснулось работающих пенсионеров, и судьба полноценной индексации для этой категории граждан до сих пор под большим вопросом. А министр финансов уже договорился до того, что отмена индексации работающим старикам – это и вовсе «социальная справедливость» (Подробнее ➤).

Такой подход уже очистил рынок труда от сотен тысяч работающих пенсионеров.

«Число работающих пенсионеров по старости сократилось примерно за два года на 681 000 человек и составило на 1 октября 2020-го почти 7,9 млн человек», – сообщает нам Счетная палата.

Но можно предположить, что многие из этих пенсионеров ушли работать в тень, согласившись на зарплату в конверте, и потому стали не видны официальной статистике и Счетной палате. От этого опять же проиграл наш ПФР, так как благодаря этому не досчитается отчислений от официальной зарплаты, которые уплатили бы работодатели за этих людей.

Те, кто пока не является пенсионерами, и вовсе получили от пенсионной реформы одни только минусы в виде повышения пенсионного возраста и совершенно неопределенной судьбы их дальнейшей пенсии.

«Действующим пенсионерам пообещали доплату к пенсии 1000 руб. сразу и еще столько же на протяжении неизвестного количества лет. Обратите внимание, что речь шла не о тех, кто должен был выходить на пенсию, то есть не о тех, кто получает основной удар от этой реформы. Таким образом, государство дало денег тем, кого эта реформа не касается, а тем, кто принял удар, оно дало невнятные баллы в рамках предыдущих фаз реформирования пенсионной системы и обещания, что им потом пенсию будут удерживать на уровне не ниже инфляции, а все остальное забрала себе», — говорит президент Центра экономики инфраструктуры, ученый и экономист Владимир Косой.

За последние годы наше родное государство постоянно «кидало нас на деньги» – обесценивало сбережения, девальвировало рубль, меняло законы и конфисковало триллионы рублей пенсионных накоплений.

Хотя у российских граждан уже давно выработался иммунитет на подобные решения и действия наших чиновников, но, на мой взгляд, пенсионная реформа для миллионов наших граждан и лично для меня стало настоящим ударом и болью, которая не утихла до сих пор.

Социологи констатируют факт, что за 2 прошедших года в стране выросла доля граждан, которые лично столкнулись с социальной несправедливостью, а в списке негативных факторов граждане очень часто ставят на первое место повышение пенсионного возраста.

Я считаю пенсионную реформу позором и провалом нашей власти. Но как мы видим, о своем позоре наши чиновники стараются умалчивать. Ведь ни одно государственное СМИ не сообщило нам об этом провале.

И это убеждает нас в том, что власти все-таки осознают, что пенсионная реформа была совершенно не нужна и не принесла никаких положительных результатов стране. И поэтому сейчас об этом предпочитает умалчивать.

Здесь как о покойнике – либо хорошо, либо ничего.

  • Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.
  • Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.
  • Любая оценка для меня важна!

https://www.youtube.com/embed/1xbXlBCX9eAДорогие друзья, рада приветствовать вас! Я имею высшее экономическое образование и практический опыт в этой сфере более 25 лет. Я пишу о том, что мне интересно и что меня волнует.показать всех обсуждающихВыплаты на детей от 8 до 17 лет Здесь расскажу про ежемесячные выплаты от 8 до 16 лет на детей, также озвученные В.Путиным в послании федеральному собранию.⠀Приняты эти выплаты также ФЗ N 151-ФЗ и условия их выплаты Новые выплаты беременным 21 апреля в послании федеральному собранию В.Путин озвучил новые меры поддержки семей с детьми и малоимущих граждан. Я писала об этом в своём инстаграм. Администратор печатает сообщение

Пенсионная реформа – зло или всё-таки нет? К чему приведёт повышение пенсионного возраста?

Последствия такой реформы коснутся не только будущих пенсионеров, но и тех, кому только предстоит выходить на рынок труда. Это серьёзный шаг, который изменит жизнь большей части граждан и общее состояние экономики РФ.

Основные положения пенсионной реформы

Все нововведения можно представить тезисно:

  • Возраст ухода на пенсию будет повышен до 65 лет для мужчин и 60 – для женщин. В обоих случаях планка возрастёт на 5 лет.
  • Предусмотрено постепенное повышение требуемого возраста. Окончательные значения будут достигнуты к 2028 году.

Изначально заявлялось, что для женщин планку поднимут аж на 8 лет (до 63 лет соответственно). Но позднее по предложению Путина её снизили до 60 лет. Скорее всего, эти манипуляции были запланированы с самого начала, чтобы народ принял послабления, и градус напряжения снизился.

Ещё до принятия пенсионной реформы были приняты другие законопроекты, которые ужесточили условия ухода:

  • Порог минимального стажа будет повышаться, пока к 2024 году не достигнет планки в 15 лет. На 2019 год необходимая планка составляет 10 лет.
  • Будет расти и требование к минимальному количество накопленных баллов. Оно возрастёт до 30 к 2024 году.

Прогнозируемые последствия

С экономической стороны дело обстоит лучше, чем с социальной. Благодаря сокращению трат бюджет сэкономит больше 2 триллионов рублей. За счёт этих освободившихся денег и планируется увеличить пенсии граждан в будущие годы.

Но здесь нужно понимать, по какому именно алгоритму будут повышены выплаты.

Величина пенсии состоит из двух сумм:

  • госдоплаты фиксированного размера, которая ежегодно пересматривается в сторону увеличения и не зависит от выработки гражданина;
  • количества накопленных пенсионных баллов, которые переводятся в денежный эквивалент согласно ставке, установленной в год ухода лица на отдых.

Обе эти части будут расти в ближайшие годы. Число накапливаемых гражданами баллов будет увеличиваться вследствие поднявшейся планки трудового возраста. Их «цена» будет постепенно возрастать, но фактических растрат государство на повышение этой составной части пенсии не понесёт.

Экономические

Ранее прогнозировался рост числа неработающего населения. В результате повышения возраста ряды работающего населения к 2036 году вырастет на 12 000 000 человек. По прежним правилам они бы вышли на отдых, но благодаря изменениям число трудящихся граждан будет повышено до 92 000 000 человек к 2036 году. Без нововведений их число бы составило 80 000 000 человек.

Образовавшиеся 12 000 000 человек нужно будет куда-то устроить. Поскольку с 2019 году вырастет и налоговая нагрузка, возрастёт теневая экономика и серая занятость. По разным оценкам в последние 2 года только серые зарплаты получают 30-40% работающего населения.

По факту бюджет от этого решения сэкономит только 2 млрд. рублей, только за счёт сокращения численности пенсионеров. Дефицитный бюджет Пенсионного Фонда должен стать таким образом профицитным. Реальную же его доходность (даже с учётом возросших налогов) спрогнозировать трудно.

В результате численность трудоспособного населения будет повышена. Но обеспечить работой такую массу людей страна будет не в состоянии. Ещё до принятия закона уровень безработицы зашкаливал, а что делать лицам «предпенсионного» возраста, лишившимся надежды на пенсию, не указывается.

Из-за увеличения потенциального числа соискателей упадет величина заработных плат по стране. Как следствие – упадок покупательской способности населения.

В условиях дефицита средств возрастёт закредитованность лиц предпенсионного возраста. Уже за 2018 год число заёмщиков в РФ по данным ОБК достигло 50 000 000 человек. Половина из них ежемесячно платят 1/3 от своих доходов кредиторам. Возрастёт спрос на потребительские кредиты, а банки будут разрабатывать специальные программы именно под пожилых лиц.

Читайте также:  Земский Доктор – программа для врачей

Для студентов

Тяжелее всего будет бывшим ученикам ВУЗов, впервые выходящим на рынок труда. Попасть на достойные вакансии с хорошей оплатой им будет сложнее. Проблема с поиском работы у студентов ещё более обострится. Ряд отраслей, требующих знания в новых областях, будут свободны, но процесс ротации кадров и скорость карьерного роста замедлится.

Для будущих пенсионеров

Как будущие пенсионеры, так и уже ушедшие на отдых пожилые люди будут получать более существенную прибавку к пособию. Но изначально продвигаемая в массы надбавка цифрой в 1 000 рублей оказалась не совсем верной. Выплаты вырастут не на 1 000 рублей, а на 7% от получаемого ранее довольствия.

Пенсионный Фонд сразу после наступления 2019 года опубликовал у себя инфографику, на которой отражена положенная надбавка, которая будет добавлена к пенсии.

В итоге крупные прибавки ожидают тех, у кого изначально были высокие пенсии. Сюда можно отнести:

  • госслужащих;
  • военных и силовиков;
  • жителей столицы.

Но нельзя однозначно считать это обманом по двум причинам:

  • Прибавка в 7 % в следующие 5 лет будет самой крупной индексацией за последние годы (в среднем ранее пенсии росли на 3-4% в год).
  • Эксперты ожидают, что даже с учётом рекордного роста надбавки будут съедены инфляцией.

Для работодателей

Сложности у нанимателей возникнут преимущественно с теми, кто подпадает под переходные период, когда возрастная планка для выхода на пенсию будет повышаться.

Уволить таких людей за 1-1,5 до ухода на отдых будет сложнее.

Под конец 2018 года даже началась разработка отдельного законопроекта, который бы запрещал увольнять лиц предпенсионного возраста, налагая на нарушителей крупные штрафы.

На первый взгляд эта мера выгодна, в первую очередь, самим пенсионерам. Кажется, что теперь они будут надёжно защищены от преждевременного увольнения, когда до ухода на отдых ещё остаётся 1-2 года, источник дохода утерян, а шансы вновь устроиться крайне сомнительны.

В законодательство были внесены и другие дополнительные меры поддержки лиц «предпенсионного» возраста:

  • возможность пройти переобучение;
  • увеличить величину пособий по безработице;
  • предоставить право выхода на пенсию в случае, если увольнение произошло за 1 год до достижения требуемого возраста.

Пенсионная реформа – зло или нет

Повышение возрастной планки для выхода на отдых обсуждалось уже давно, но активно об этом заговорили с 2014-го года, когда экономическое положение страны начало стремительно ухудшаться. Дело в данном случае уже не столько в материальном достатке пенсионеров, сколько в общемировой практике.

Продолжительность жизни россиян выросла – и это факт. Даже учитывая незначительные (по сравнению с другими развитыми странами) расходы на здравоохранение, граждане РФ стали жить дольше. Поэтому рано или поздно возрастную планку повышать бы пришлось.

Другое дело, что можно было сделать это раньше и намного менее болезненными методами. Проще и менее остро такая реформа была бы проведена, если бы законопроект приняли в 2012-2014 гг., когда не было таких экономических проблем.

В качестве компромисса был введён переходный период, который был рассчитан под людей, уходящих на отдых в ближайшие годы. В столь тяжёлых материальных условиях резко повышать пороговый возраст было опасно, поэтому постепенный рост планки имел смысл. Но здесь можно обратиться к опыту развитых стран, на которые ссылались законодатели, продвигавшие реформу.

Последствия пенсионной реформы

Например, в США возраст выхода на пенсию был повышен в 1983 году – сразу, без переходного периода. Новая планка составляла 67 лет (ранее – 65 лет). И этого шага никто не заметил, поскольку в силу закон вступил аж в 2027 году.

Плюсов такого решения было несколько:

  • Людям, которые должны были уйти на отдых в 67 лет, на момент принятия законопроекта было 23 года. Это позволило должным образом распланировать свою трудовую деятельность, чтобы подготовиться к достойной старости. У нас же реформа напрямую коснётся тех, кому по старым меркам оставалось работать ещё 5-10 лет.
  • Сопротивления среди населения США такой подход не вызвал. Новая планка касалась преимущественно молодёжь, которой до пенсии было тогда ещё далеко. У нас же реформа затронула граждан в возрасте 50-60 лет, которым найти источник дохода до оформления пенсии будет куда сложнее.
  • Серьёзных негативных экономических последствия данное решение также не имело. Плавный переход не потребовал больших затрат американского бюджета, который, напомним, выделяет на пенсии намного больше отечественного.

Поэтому-то реформа в США не вызвала такого ажиотажа, протекая спокойно до сих пор. Наши службы государственной статистики, как и зарубежные, также подсчитали, что в будущем продолжительность жизни будет расти, но не стали принимать необходимые меры заблаговременно.

Итак, даже не сгущая краски можно понять, что принятая реформа весомо повлияет на благосостояние граждан и экономику РФ в целом.

Доводы о негативных последствиях такого законопроекта предъявляли самые разные эксперты.

В итоге, несмотря на то, что возрастная граница по всему миру была выше, поднимать её в России было целесообразно ещё 3-4 года назад, когда такие нововведения были бы менее болезненными.

Эксперты оценили влияние пенсионной реформы на экономический рост :: Экономика :: РБК

Увеличение пенсионного возраста положительно скажется на экономическом росте, но не компенсирует стремительное сокращение трудоспособного населения России. При этом без пенсионной реформы последствия были бы вдвое хуже

Последствия пенсионной реформы

Илья Питалев / РИА Новости

Повышение пенсионного возраста в России до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин задержит на рынке труда работников старших возрастов, что окажет небольшой, но положительный эффект на ВВП страны.

Но пенсионная реформа не способна полностью сгладить негативный эффект сокращения трудоспособного населения.

К таким выводам экономисты пришли в ходе прошедшего 27 июня в НИУ ВШЭ семинара «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт».

  • Население России к 2035 году сократится на 1,7 млн человек, число трудоспособных граждан — на 5,4 млн человек, следует из демографического прогноза Института демографии ВШЭ. Численность экономически активного населения снизится на 2,8 млн человек к 2035 году, ожидает Центр развития ВШЭ.
  • По состоянию на начало 2019 года, то есть в год старта пенсионной реформы, пенсионеры составляют 25,5% населения России, сообщил на семинаре замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. Важнейший параметр пенсионной системы — это соотношение числа работающих россиян, за которых уплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и численности пенсионеров. В 2019 году на одного пенсионера приходится примерно 2,2 россиянина трудоспособного возраста, отметил он.
  • Повышение пенсионного возраста позволит несколько затормозить увеличение демографической нагрузки, то есть рост числа пенсионеров относительно работающих граждан. «К уровню 2019 года [по демографической нагрузке] Россия вернется только спустя примерно 25 лет», — отметил Денисенко.

Влияние старения населения на рост ВВП

«Повышение пенсионного возраста не полностью компенсирует отрицательный эффект сокращения трудоспособного населения на экономику», — заявила РБК директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

  • Старение населения будет тормозить темпы роста ВВП на 0,23 п.п. в среднем каждый год с 2019-го по 2025-й, несмотря на повышение возраста выхода на пенсию.
  • В 2026–2035 годах негативное влияние старения населения на экономику России снизится до 0,08 п.п. ежегодно.
  • Увеличение пенсионного возраста добавит около 0,22 п.п. к росту ВВП в 2019–2025 годах и 0,15 п.п. в 2026–2035 годах. «Без пенсионной реформы негативный эффект был бы вдвое выше», — подчеркивает Акиндинова.

Без долгосрочных накоплений

Одним из ключевых факторов экономического роста является норма накопления основного капитала — доля инвестиций в ВВП.

В развитых странах старение населения оказывает сильный позитивный эффект на уровень сбережений и инвестиций в экономике, отмечает Акиндинова.

Пожилые люди в США в большей степени независимы от пенсий благодаря накопленным за всю жизнь активам, привела пример экономист. В странах Западной Европы и в США лучше развиты доступные инструменты накопления и инвестирования, добавила она.

«У граждан России, наоборот, нет долгосрочных сбережений. Во многом — из-за слабого развития негосударственных финансовых институтов, включая негосударственные пенсионные фонды. Поэтому общее старение населения не влияет на динамику сбережений.

Норма накопления в России определяется бюджетом и склонностью компаний к инвестициям», — пояснила Акиндинова.

Несмотря на существенное сокращение трудоспособного населения, норма накопления основного капитала практически неизменна и составила в среднем 21% ВВП в 1995–2017 годах.

Неравенство в доходах и между регионами

Сложнее оценить эффект повышения пенсионного возраста на производительность труда. Люди старших возрастов работают менее результативно, что должно замедлять темпы экономического роста, продолжила директор Центра развития ВШЭ.

«Ранее считалось, что старение однозначно отрицательно влияет на производительность. Сейчас же рассматриваются преимущества и недостатки возрастных работников.

Хотя они в меньшей степени восприимчивы к новому, к инновациям, но работодатели ценят в них ответственность и надежность», — подчеркивает Акиндинова.

Молодежь и специалисты в возрасте занимают разные ниши на рынке труда и не являются прямыми конкурентами. При этом существует неравенство в зарплатах между сотрудниками разных возрастов.

  • Пик зарплаты в России приходится на 30–40 лет, следует из расчетов Центра развития ВШЭ.
  • У работников более старших возрастов зарплата на 20–30% ниже.
  • Если дифференциация не изменится, средний уровень официальной зарплаты снизится на 0,8% к 2024 году за счет старения населения.

Специалисты в возрасте окажут положительное влияние на экономический рост, только если будут замещать собой менее производительные виды услуг, резюмировала Акиндинова.

В последние десятилетия старшие поколения были единственным источником пополнения рабочей силы в России, отмечали ранее экономисты Центра трудовых исследований ВШЭ.

В этот период на рынок труда вышло небольшое по численности поколение демографической ямы 1990-х годов.

Однако, как правило, старшие поколения вынуждены занимать низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, на которые не идут молодые, отмечали ранее экономисты ВШЭ и РАНХиГС.

Уровень заработка напрямую влияет на продолжительность жизни, полагает гендиректор «Пенсионных и актуарных консультаций» Евгений Якушев. «Люди с более высоким доходом живут дольше», — сказал Якушев. Поэтому Москва, по его словам, полностью совпадает по уровню продолжительности жизни с европейскими странами.

Главный фактор продолжительности жизни не доход, а образование, возражает замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. Между регионами России «огромный разрыв» по продолжительности жизни, отметил он. «Средняя продолжительность жизни в Москве — более 78 лет, в Новосибирске на пять лет меньше.

Читайте также:  Перевод земель из одной категории в другую

Центральные крупные города значительно опережают периферию. Разрыв достигает более 17 лет. Самый отсталый по этому показателю регион, Тува, по продолжительности жизни находится на уровне стран Африки», — сказал он. «Москва — город с очень образованным населением.

Люди с высшим образованием живут намного дольше из-за другого типа поведения, диеты, уровня употребления алкоголя», — заключил эксперт.

Синергетический эффект на долголетие оказывает уровень инфраструктуры в городе, образования и дохода, подытожила директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова.

«В Москве сосредоточены федеральные лечебные учреждения. К тому же в столице больше образованных и обеспеченных людей, которые гораздо чаще ведут здоровый образ жизни.

Надеяться, что здоровый образ будут вести необразованные и бедные, — это иллюзия», — считает она.

Последние новости отмены пенсионной реформы снижения пенсионного возраста в июле 2021 года — итоги совещания в госдуме

В Госдуме на рассмотрении находится проект нового закона об отсрочке пенсионной реформы до 2035 года. Его авторы – депутаты от «Справедливой России» считают, что введение в стране новых требований к пенсионному возрасту приведет к различным негативным последствиям для отдельных граждан и для страны в целом.

Если у вас есть вопросы по оформлению доплат к пенсии и льгот — для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии — 8 800 301 61 39. Звонок бесплатный. Позвоните и решите свой вопрос.

фото pixabay

фото pixabay

Авторы проекта уверены, что повышение пенсионного возраста отрицательно скажется на экономике страны вследствие удешевления рабочей силы. Рабочих мест уже в стране не хватает.

Предпенсионеры просто вынуждены соглашаться на низкую оплату труда, чтобы перед пенсией совсем не остаться без работы. Ведь, несмотря на заявленные государством гарантии, предпенсионеры активно лишаются трудовых мест. А на работу трудно строиться уже после 40-45 лет.

А молодым просто некуда трудоустраиваться. А по имеющимся вакансиям предлагают низкие зарплаты.

Удешевление рабочей силы ведет к снижению потребления товаров и услуг. А далее – спад в экономике.

Втора проблема, связанная с повышением пенсионного возраста – ранняя смертность. В России до пенсии не доживает около 30 % мужчин.

Повышенная физическая нагрузка на пожилых граждан в итоге приведет к тому, что до пенсии не будет доживать и половина мужчин. И чуть больше женщин.

Чтобы предотвратить негативные последствия, авторы законопроекта призывают сдвинуть срок реализации пенсионной реформы до 2035 года. И до этого срока не повышать пенсионный возраст.

Плюс депутаты от СП призывают вернуться к прежне советской модели выплаты пенсий напрямую из бюджета и ликвидировать ПФР за ненадобностью.

В итоге на последнем дне работы госдумы не был рассмотрен законопроект отсрочки пенсионного возраста. Стоит отметить, что это был последние день день работы думы в текущем составе. В сентябре нас ждут выборы и возможно тогда вопрос отмены пенсионной реформы будет весьма кстати и актуален.

Поделитесь в х, что вы думаете о данном изменении?

Обратите внимание, что пенсионный фонд напоминает, что в июне пенсионеры могут оформить доплату к пенсии в 500 рублей за стаж.

Если у вас есть вопросы по оформлению доплат к пенсии в 500 рублей и льгот — для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии — 8 800 301 61 39. Звонок бесплатный. Позвоните и решите свой вопрос.

Отмена пенсионной реформы пенсионного возраста в 2021 году — последние новости на сегодня из госдумы на 22 июня

В России постепенно повышается пенсионный возраст: для женщин — с 55 до 60 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет. Однако дискуссия о пенсионной реформе, и особенно о последствиях ее реализации, все еще продолжается.

И довольно часто в экспертных и политических кругах звучат аргументы за отмену реформы и восстановление прежнего пенсионного возраста.

Кроме того, подготовлены и представлены на рассмотрение несколько законопроектов об отмене пенсионной реформы, а граждане собрали более 100 000 подписей под социальной инициативой с требованием снизить пенсионный возраст до «старых» стандартов.

Последние новости отмены пенсионной реформы

Еще в 2018 году, когда только начинали обсуждать закон о пенсионной реформе, на портале «Российская общественная инициатива» появилась инициатива № 66Ф42328 «Не допустить повышения пенсионного возраста». Довольно быстро эту инициативу подписали более 100 тысяч человек, после чего она была передана на рассмотрение экспертной группе правительства.

12 апреля 2019 года было подготовлено экспертное заключение по результатам инициативной проверки. В нем сообщается о нецелесообразности отмены пенсионной реформы.

Отмечается, что процесс рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста (№ 350-ФЗ) сопровождался широким экспертным и общественным обсуждением. В рамках общественного обсуждения проект был существенно переработан, а аргументированные комментарии учтены.

Среди прочего, был сохранен пенсионный возраст для различных социальных и профессиональных групп, а также предусмотрены различные гарантии и льготы для людей предпенсионного возраста:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  • Повышен порог для определения предпенсионного возраста: ранее предпенсионным считался возраст за 2 года до выхода на пенсию, теперь — за 5 лет.
  • Увеличено пособие по безработице для людей предпенсионного возраста. Его максимальный размер сейчас равен социальному минимуму для трудоспособного населения (12130 рублей в 2020 году).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 3025-р утверждена программа подготовки и профессионального образования лиц предпенсионного возраста до 2024 г. В рамках запланированной программы планируется обучить в общей сложности не менее 450 000 граждан.

Учитывая это считает, что отмена пенсионной реформы нецелесообразна. Однако он отметил необходимость дополнительных мер по защите прав предпенсионеров и пенсионеров, поэтому направил материалы общественной инициативы на рассмотрение в Минтруд, Минфин и Минэкономразвития.

Необходимость отмены реформы особенно активизировалась в 2021 году. Несмотря на установленную законом гарантию от необоснованного увольнения, некоторые пенсионеры остались без работы.

Они были вынуждены зарегистрироваться в центре занятости, подать заявление на пособие по безработице, искать новую работу или осваивать новую профессию.

Хотя «по старым правилам» они уже могут быть отправлены на пенсию.

Все это вновь вызвало дискуссию о возможной отмене пенсионной реформы, сопровождающуюся массовыми публикациями в СМИ и социальных сетях.

Почему следует отменить пенсионную реформу

Среди причин отказа от пенсионной реформы можно выделить две основные:

  • Наблюдается снижение занятости среди людей предпенсионного возраста, что может быть связано как с массовыми увольнениями, несмотря на законодательные гарантии, так и с нежеланием самих предпенсионеров работать в этом возрасте. По данным Росстата, на 1 января 2019 года в стране насчитывалось 10,1 млн человек предпенсионного возраста, и только 40% из них были трудоустроены.
  • Показатели продолжительности жизни россиян, на которых основывалось решение о проведении реформы, завышены. Правительство регулярно фиксирует устойчивый рост продолжительности жизни. Однако рост этого показателя в основном обусловлен снижением младенческой смертности.

Более того, реформа продолжает вызывать массовое недовольство граждан.

Последние новости отмены пенсионной реформы в 2021 году

Еще в 2018 году, когда только начинали обсуждать закон о пенсионной реформе, на портале «Российская общественная инициатива» появилась инициатива № 66Ф42328 «Не допустить повышения пенсионного возраста». Довольно быстро эту инициативу подписали более 100 тысяч человек, после чего она была передана на рассмотрение экспертной группе правительства.

12 апреля 2019 года было подготовлено экспертное заключение по результатам инициативной проверки. В нем сообщается о нецелесообразности отмены пенсионной реформы.

Отмечается, что процесс рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста (№ 350-ФЗ) сопровождался широким экспертным и общественным обсуждением. В рамках общественного обсуждения проект был существенно переработан, а аргументированные комментарии учтены.

Среди прочего, был сохранен пенсионный возраст для различных социальных и профессиональных групп, а также предусмотрены различные гарантии и льготы для людей предпенсионного возраста:

  • Повышен порог для определения предпенсионного возраста: ранее предпенсионным считался возраст за 2 года до выхода на пенсию, теперь — за 5 лет.
  • Увеличено пособие по безработице для людей предпенсионного возраста. Его максимальный размер сейчас равен социальному минимуму для трудоспособного населения (12130 рублей в 2020 году).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 3025-р утверждена программа подготовки и профессионального образования лиц предпенсионного возраста до 2024 г. В рамках запланированной программы планируется обучить в общей сложности не менее 450 000 граждан.

Поэтому ЭРГ считает, что отказ от пенсионной реформы нецелесообразен. Однако он отметил необходимость дополнительных решений по защите прав людей предпенсионного и пенсионного возраста, в связи с чем направил материалы общественной инициативы на рассмотрение в Министерство труда, Министерство финансов и Министерство экономического развития.

Если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону:

Вы так же можете задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос прямо сейчас!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *